Домой Истории «Сто лет погоду наблюдали, такой, как нынче, не видали»

«Сто лет погоду наблюдали, такой, как нынче, не видали»

306
0

Эти слова писателя Валентина Берестова вполне можно отнести к первомайским метеорологам. С той лишь поправкой, что в нашем районе официальные наблюдения за погодой ведутся дольше века, 110 лет, если точнее. Этот солидный юбилей коллектив Первомайской метеостанции отметил 1 марта. А накануне другого праздника, профессионального, «часовые погоды» встретились с корреспондентом районной газеты и рассказали много чего интересного. Кстати, наши метеорологи подтвердили, что нынешняя зима их действительно удивила.

Наука  о  метеорах

С глубокой древности люди наблюдали за погодой. Земледельцам, охотникам, рыбакам было важно знать, как минимум, что их ждёт завтра. Снег, дождь, шквалистый ветер или ясный солнечный день? Чтобы сделать прогноз, люди наблюдали за природой, а на основе этих наблюдений появлялись народные приметы: алый закат летом – к хорошей погоде, птицы низко летают – к дождю и т.д.

Метеорология как наука возникла до нашей эры, во времена Аристотеля, который издал труд под названием «Метеорологика», что в переводе с греческого означает «предметы в воздухе». Метеорология – наука о метеорах (не метеоритах!). Что это? Никакой загадки. Это дождь, снег, град (гидрометеоры), ветер, пыльные бури (воздушные метеоры), молнии (огненные метеоры) и прочее.

В нашей стране история гидрометеорологии началась во времена императора Николая I, который в 1834 году учредил в Санкт-Петербурге Нормальную магнитно-метеорологическую обсерваторию. А в 1910 году своя метеостанция появилась в селе Пышкино-Троицком. Известно, что её основателем был Максимилиан Карлович Дитрих.

Надо сказать, что Первомайская метеостанция носит статус реперной, то есть эталонной. Это станция постоянного действия с непрерывным рядом однородных наблюдений (здесь уже 110 лет круглосуточно наблюдают за погодой!), а данные используются для решения задач планетарного масштаба. Например, они учитываются при расчёте полётов космических объектов. К слову, таких – реперных – станций в Томской области всего две (из 23-х).

Вот несколько любопытных фактов: несмотря на то, что Первомайский район не относится к районам Крайнего Севера, абсолютный рекорд холода в регионе был зафиксирован именно на нашей станции – 7 января 1931 года столбик термометра опустился до отметки -58,1 градуса. Самый тёплый день за всю историю метеонаблюдений в нашем районе случился в июле 1935 года – тогда воздух прогрелся до +36 градусов, а самый сильный ветер – 30 м/с – был зафиксирован в октябре 1986 года. Нынешняя зима тоже удивила первомайских метеорологов.

-За все прошедшие месяцы даже недели не наберётся, когда термометр показывал ниже 30-35 градусов, – говорят они. 

Дружная  команда  профессионалов

Коллектив Первомайской метеостанции сегодня – это пять преданных своему делу женщин. Три техника-метеоролога – Л.Э. Сосновская, Е.А. Стерхова и И.Ф. Страшнова, агрометеоролог Л.М. Толкачёва и начальник В.П. Дмитриева. Если сложить их стаж работы в отрасли, получится больше 100 лет.

Старожил метеостанции – Линда Эвальдовна. Здесь она трудится около четырёх десятилетий. С 1988-го года работают Елена Александровна и Виктория Петровна. В 90-е пришла в профессию Любовь Михайловна (правда, в карьере был семилетний перерыв, но в 2001 году она вновь вернулась в родной коллектив). В 2013 году соответствующая запись появилась в трудовой книжке Ирины Фёдоровны. К слову, в молодые годы, после окончания Ростовского техникума, ей удалось поработать на станции в Пудино, что возле города Кедровый. Там когда-то был аэродром. И в его работе техник-метеоролог играл важную роль.

-Мы вели не только обычные наблюдения за погодой, но и занимались метеообеспечением малой авиации, – рассказывает И.Ф. Страшнова. – Там летали АН-2, «кукурузники». Безусловно, очень ответственная работа. От данных техника-метеоролога зависела безопасность полёта. Данные подавались диспетчеру каждый час, а то и каждые 30 минут, если ожидалась существенная перемена погоды. Видимость, сила и направление ветра, давление, влажность. Параметров много. Вот, например, в наших краях преобладает юго-восточный ветер. И все взлётно-посадочные полосы построены с учётом этого факта. Если направление меняется, нужно срочно сообщать диспетчеру, чтобы пилот мог сориентироваться и правильно посадить самолёт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя