Домой Истории Судьба стать учителем

Судьба стать учителем

161
0

«Я родился 7 октября, но в документах написали четвёртое число. Выводя среднюю величину, всем говорю, что появился на свет в День учителя», – так начал рассказ о себе герой нашей предпраздничной статьи педагог Берёзовской школы Н.С. Бочарников. Повлияла ли эта дата на выбор профессии и почему
на целых шесть лет Николаю Семёновичу пришлось расстаться с любимой школой и учениками? Об этом и многом другом он поведал журналисту «Заветки». Беседа получилась интересной. Впрочем, этого и стоило ожидать. Педагогу было что рассказать.

НИКОЛАЙ Бочарников учился в двух школах. Сначала в Комсомольской, а после 7 класса – в Сергеевской. Признаётся, что за книгами проводил времени не много, потому что память очень хорошая. Говорит, достаточно было всего один раз услышать информацию, чтобы потом, когда понадобится, её воспроизвести. Особую любовь Николай проявлял к точным наукам. Обожал геометрию, задачки по алгебре
как орехи щёлкал.
-Помню, как сестре, которая старше меня на два года, помогал уроки делать, – говорит Н.С. Бочарников. – И в школе за неё решал задачи, и когда она в
техникуме училась.
ПОТОМ пришло время самому Николаю определиться с будущей профессией. Семья у Бочарниковых была большая – родители и пятеро детей. Мама и папа трудились в колхозе. Сыну часто приходилось помогать им по хозяйству. Может, поэтому, получив аттестат о среднем образовании, он выбрал для поступления сельскохозяйственный техникум.
-Съездил в город, отвёз документы, а вернувшись в Сергеево, встретил директора школы Нину Андреевну Нестеренко, – вспоминает Николай Семёнович. – Она, когда узнала, где я собрался учиться, отчитала меня и сказал: «Сейчас же поезжай обратно и унеси документы в педагогический институт. Ты должен стать
учителем!» Для меня директор была настоящим авторитетом. Даже не задумываясь, я забрал аттестат из техникума и поступил в педагогический. С этого и начался мой путь в профессию.
УЧИЛСЯ Николай на физико-математическом факультете. Студенческая жизнь была наполнена яркими событиями. Всё свободное от занятий время юноша посвящал спорту (его любимый вид – волейбол) и турпоходам. Говорит, очень любил ходить в горы зимой. Ездил в путешествия даже со студентами других вузов. В летние каникулы работал в студенческих стройотрядах “Альтаир”, “Голубая стрела”. Особенно ему запомнился 1980 год, когда трудился в стройотряде “Венсеремос” и все заработанные деньги перечислял в детский дом г. Томска.
Будущую супругу встретил в родном педагогическом. Девушка училась на том же факультете, но на курс старше. Она была председателем студсовета, а Николай
Семёнович – политруком общежития.
-В 1982 году сыграли скромную, но весёлую свадьбу в комнате студенческого общежития, – улыбаясь, рассказывает мужчина. – Потом родился первенец,
сын Олег.
МАЛЫШУ было всего три месяца, когда молодые педагоги Бочарниковы, Николай Семёнович и Гульсина Харитоновна, приехали в Берёзовку. Выбор остановили на этом селе, потому что здесь семье предложили хорошее жильё. Вообще в тот год штат восьмилетней Берёзовской школы пополнили пять педагогов. Перед 21-летним
Николаем Семёновичем стояла непростая задача – ему доверили руководство образовательным учреждением. Молодой инициативный директор с коллективом, порядки в котором складывались годами, сошёлся не сразу. Но со временем стало понятно, что без нововведений, изменений и преобразований не обойтись. Некоторые перемены были, можно сказать, глобальными.
-После трёх лет работы я понял, что в большом хорошем селе Берёзовка обязательно должна быть средняя школа, – рассказывает Н.С. Бочарников. – Поехал с этим предложением в РОНО. Меня не поддержали, даже слушать не хотели. Но я решил не оставлять затею. Поговорил с коллегами, с активом. Меня очень поддержало руководство колхоза. Все понимали, что ребятам-старшеклассникам неудобно ездить на занятия в Первомайское. И вот мы целой делегацией отправились в Томск. Добились встречи с начальником областного отдела образования, объяснили, чего хотим. Она говорит: «Я – за. Если к 1 сентября успеете базу подготовить, будет у вас средняя школа». Мы, конечно
же, успели.
ДИРЕКТОРУ удалось реализовать немало интересных идей. Одно время в рамках предмета «Общественно-полезный и производительный труд» берёзовские школьники и учителя выращивали цыплят, даже свиней заводить пробовали. Но эффективнее всего получалось работать на местной ферме.
-Один день в неделю старшеклассники и педагоги посвящали помощи животноводам, – рассказывает Н.С. Бочарников. – С раннего утра шли доить коров, кормить их, чистить загоны. Трудились с энтузиазмом. Кстати, за работу школьникам платили. Колхоз был заинтересован в подготовке будущих специалистов. Да
и родители поддерживали эту практику, ведь большинство мам и пап наших учеников работали на ферме, и выходной, подаренный ребятами, был как нельзя кстати.
У БЕРЁЗОВСКИХ школьников также была возможность получить удостоверения трактористов, пройти курсы вождения автомобиля и открыть категории А, В и С.
Поддержку в этом вопросе оказывал колхоз “Искра”. Николай Семёнович сам всегда был инициативным, деятельным человеком, который не только предлагал интересные идеи и лично претворял их в жизнь, но и другим скучать не давал. Односельчане поддерживали энергичного директора школы, а однажды предложили стать председателем местного сельского Совета. На эту должность Н.С.
Бочарников был избран большинством голосов депутатов в 1996 году.
-Вот тогда я был вынужден уйти из школы и взяться за совершенно иное, незнакомое дело, – говорит Николай Семёнович. – Сразу понял, для того, чтобы работать грамотно, мне нужны новые знания, поэтому поступил заочно на экономический факультет Новосибирского университета. Шесть лет трудился
в этой должности. Потом административный центр сделали в Куянове, а меня руководство района попросило возглавить берёзовский колхоз “Искра”, где как раз не было председателя. Мол, поработай, а мы пока кандидатуру подходящую поищем. Я же очень хотел вернуться в школу. В силу разных причин и обстоятельств сделать это было не так-то просто, пришлось приложить немало усилий. Но я своего добился.
ПОСЛЕДНИЕ восемь лет Николай Семёнович ведёт уроки ОБЖ, математики, технологии. На занятиях всегда старается дать ребятам то, что они не узнают из учебников, что-то сверх обязательной программы. Просто ему важно, чтобы
из стен школы мальчишки и девчонки вышли подготовленными к учёбе в вузе, к взрослой самостоятельной жизни. Например, когда убрали курс черчения, педагог продолжал вести предмет по своей инициативе, потому что в любом техническом университете или техникуме эти знания необходимы.
Николай Семёнович занимается с ребятами внеурочной деятельностью. Берёзовцы не раз становились призёрами областных соревнований «Школа безопасности», «Безопасное колесо». Ни один областной туристический слёт не обходится без участия ребят этого образовательного учреждения. Буквально на днях берёзовцы привезли домой награды областного туристско-краеведческого фестиваля, который проходил в Аникино в конце сентября.
СЕГОДНЯ образовательным учреждением руководит супруга Николая Семёновича Гульсина Харитоновна. Так что, можно сказать, школа для Бочарниковых – второй дом. А может даже и первый. Здесь они проводят много времени. Особенно сейчас, когда дети выросли. Николай Семёнович – трижды отец и уже дважды дедушка. Так сложилась жизнь, что несколько лет назад семья Бочарниковых приняла в свой дом ещё одного ребёнка – внучатого племянника Николая
Семёновича. Парнишка уже вырос. Получил диплом Томского политехнического техникума и трудится на буровой.
-Думаю, наши дети не страдали от недостатка внимания, – рассуждает педагог. – Они всегда были рядом. Мы семьёй ездили в лес, на речку. Сыновья ещё школьниками со мной на охоту ходили. Спортом вместе занимались. Младшая дочь Лена мечтала учиться в музыкальной школе, так я её семь лет в райцентр возил. Она и на пианино умеет играть, и на гитаре, и поёт прекрасно. Сейчас учится в ТГУ на физическом факультете. Любит точные науки, как мы с мамой. На днях она прилетела со стажировки из Испании. Но вот учителем никто из детей стать
не захотел. Говорят, на вас насмотрелись. Это, правда, тяжёлый труд: времени свободного мало, ответственность огромная за детей, переживания. Но я нисколько не жалею, что посвятил этому делу свою жизнь.
УЧЕНИКИ давно отдали любимому учителю свои сердца. Н.С. Бочарникова уважают родители ребят, ценят коллеги. В этом году Николая Семёновича за многолетний, добросовестный, инициативный труд наградили почётной грамотой Министерства общего образования. За плечами учителя опыт, а впереди, судя по настрою Николая Семёновича, – новые задумки и идеи. Так пусть все
планы сбудутся! Здоровья, удачи, семейного благополучия! С днём
рождения и с Днём учителя!
Оксана КАЛИННИКОВА.
На снимке: учитель Берёзовской школы Н.С. Бочарников.
Фото из личного архива.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя