Домой Истории За каждой цифрой – человек

За каждой цифрой – человек

263
0

Первые нормативы социальной помощи людям были разработаны ещё в 1701 году указом российского царя Петра I. Документ вышел в свет 8 июня. Эта дата и определена в качестве профессионального праздника социальных работников.

В этот день с полным правом могут принимать поздравления люди, оказывающие социальную помощь вне зависимости от своей должности. Это сотрудники реабилитационных центров, домов-интернатов, Пенсионного фонда, центров занятости, медики, педагоги, психологи, активисты-волонтёры, преподаватели и студенты профильных заведений. Но есть учреждение, в названии которого присутствует слово «социальный», – это Центр социальной поддержки населения. Именно туда мы обратились с просьбой подыскать героиню (мужчины в этой службе, как правило, не работают) праздничного материала.

Итак, знакомимся – Елена Михайловна Зуева, специалист Центра социальной поддержки населения, основное направление профессиональной деятельности – оформление субсидий и некоторых других выплат.

На работу в соцслужбу Елена Михайловна пришла в сентябре 2008 года. Как она думала 13 лет назад, временно, на период декретного отпуска специалиста. Но видимо не зря говорят, что нет ничего более постоянного, чем временная работа. Елена Михайловна быстро освоилась в профессии, помогли и предыдущий бухгалтерский опыт, и стремление к профессиональному росту. Да и приглашение на работу в Центр соцподдержки она получила не случайно – до этого трудилась в Едином расчётном центре, который находился по соседству, с расчётами по коммунальным платежам была знакома не понаслышке. В общем, как говорится, пришлась ко двору и осталась.

Место работы Елены Михайловны Зуевой по привычке называют отделом субсидий, так проще и понятнее и по сути направления профессиональной деятельности, да и по территориальному расположению («отдел» находится в здании администрации сельского поселения, отдельно от остальных кабинетов ЦСПН). Хотя занимаются здесь специалисты оформлением не только субсидий, но и других выплат – к примеру, региональной социальной доплаты к пенсии (РСД), компенсаций за дополнительную площадь и на твёрдое топливо. В цифрах это выглядит примерно так: 537 получателей субсидий, 267 – выплаты на дополнительную площадь, 350 – на твёрдое топливо. К слову, получателей последней из названных выплат раньше было гораздо больше. Но стоимость твёрдого топлива не менялась с 2014 года, а пенсии и зарплаты, хотя и не такими высокими темпами, но всё же растут, поэтому количество людей, имеющих право на эту выплату, уменьшается. Но, пожалуй, это то немногое, что не меняется в законодательной базе. Вообще-то изменения происходят постоянно, и каждое специалистам необходимо изучить, в каждое вникнуть.

Пакет документов на предоставление субсидий на оплату ЖКУ довольно большой, требования к нему жёсткие. Необходимо, к примеру, подтвердить доход всех членов семьи – родственников, проживающих совместно. А родственные связи бывают запутанными, особенно если у детей разные отцы, женщина несколько раз меняла фамилию, выходя замуж, и так далее. В это трудно поверить, но иногда даже дату рождения своего ребёнка заявитель указывает неверно. Приходится проверять и перепроверять по несколько раз. Конечно, межведомственный обмен – большое подспорье, но не всегда он срабатывает вовремя. К тому же качество Интернет-связи оставляет желать лучшего. Вот и приходится специалисту действовать по старинке – поднимать трубку телефона и звонить получателю субсидии или других выплат. Работа в сельской местности, конечно, накладывает свой отпечаток. Здесь все друг друга знают, и такие телефонные звонки воспринимаются нормально. В городе бы просто отложили документы в сторону. «Мы стараемся подсказать, разъяснить, помочь, — говорит Елена Михайловна. — И сами расстраиваемся, если вдруг что-то не получается с назначением выплаты».

Тем не менее поводы для раздражения у клиентов находятся. Причём чаще обижаться надо бы на самих себя: то необходимые документы не все предоставили, то копии сделать забыли. Как ни странно, в наш век современных технологий копирование документов оказалось проблемой – в райцентре такую услугу мало кто оказывает (ну или не рекламирует).

В период ограничений, связанных с пандемией, право на получение субсидий и других выплат продлялось автоматически. С 1 мая его вновь надо подтверждать. И вновь появились вопросы к специалистам, главным образом по поводу справок о доходах – теперь при начислении субсидий в расчёт берутся не предшествующие шесть месяцев, как было ранее, а предшествующие этим шести месяцам полгода. Это даже сформулировать на бумаге сложно, не то чтобы понять. И снова приходится разъяснять, растолковывать, убеждать.

-Логичнее и правильнее, если возникли вопросы, позвонить нам, — убеждена Елена Михайловна. — Но некоторые люди предпочитают послушать соседку, знакомых, а потом уже с претензиями обращаться в Центр соцподдержки. Главное, что следует помнить, субсидия рассчитывается в индивидуальном порядке каждому получателю и не может быть одинаковой для всех. Более того, каждый месяц  она может быть разной – как и сама плата за жилищно-коммунальные услуги.

В нашем разговоре с Еленой Михайловной Зуевой участвовали её коллеги – трудно уединиться в тесном кабинете, да и необходимости такой не было. Что объединяет этих женщин, кроме работы? Все они – многодетные мамы. У Е.М. Зуевой и В.В. Наркевич по трое детей, а  у Натальи Колтаковой – четверо! Так что есть о ком поговорить за чашкой чая в редкие минуты отдыха – о дочках-сыночках, о внуках, у кого они есть. А ещё – о любимых питомцах, у всех троих есть тойтерьеры. Это упоминание о друзьях наших меньших не случайно. Они для специалистов Центра соцподдержки – своеобразная отдушина после нелёгкого трудового дня. Как и комнатные цветы, разведением которых увлекается Е.М. Зуева.

К сожалению, социальным работникам нередко приходится сталкиваться с негативом в свой адрес. Выражение «клиент всегда прав» не всегда справедливо, считают они. Далеко не всё зависит от специалистов, которые в своей работе руководствуются буквой закона. Поэтому терпение и вежливость должны быть взаимными. И тогда общение обязательно будет приятным. С праздником вас, социальные работники!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь