Домой Ветеран Железной дороге отдал много лет

Железной дороге отдал много лет

368
0

День железнодорожника в нашей стране нынче отмечается в воскресенье, 2 августа. Это профессиональный праздник всех работников железнодорожного транспорта, в том числе метрополитенов, трамвайных депо и, конечно же, РДЖ.

История празднования Дня железнодорожника в России насчитывает более 120 лет. Своё начало она берёт ещё в позапрошлом веке. Впервые этот профессиональный праздник был отмечен 28 июня 1896 года. Дата была приурочена к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта, она была выходным днём. С приходом советской власти праздник, связанный с монархией, упразднили. Только в 1936 году железнодорожники возобновили традицию отмечать свой праздник. Выпадал он на 30 июля, а в 1940-м дата была перенесена на первое воскресенье августа. На официальном уровне День работников железнодорожного транспорта был учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных датах» в 1980 году.

По территории нашего района проложена железнодорожная ветка Томск – Белый Яр. Среди нас проживают нынешние железнодорожники и ветераны отрасли.  (К сожалению, уже второй год подряд мы не можем согласовать с пресс-службой РЖД кандидатуру действующего железнодорожника для публикации – прим. редакции). В числе ветеранов – бывший житель станции Балагачево, в настоящее время первомаец Сергей Петрович Романчёв.

Большую часть своей трудовой биографии Сергей Петрович посвятил железнодорожному транспорту. На железной дороге он отработал без малого 38 лет.

Родом Сергей Петрович из Кемеровской области. Когда учился в третьем классе, родители переехали в посёлок Францево. Позже перебрались в Сергеево. Сам Сергей после службы в пограничных войсках на Дальнем Востоке окончил курсы водителей в асиновском училище, стал работать шофёром в колхозе «Маяк». А 20 октября 1976 года устроился монтёром пути в бригаду путейцев станции Сахалинка.

-С того момента моя трудовая биография была связана с железной дорогой, – говорит Сергей Петрович. – До ухода на пенсию в мае 2014 года отдал железнодорожной отрасли 37 лет и семь месяцев.

На станции Сахалинка Сергей Петрович отработал несколько месяцев. После женитьбы переехал на станцию Балагачево, где также стал монтёром в бригаде железнодорожных путейцев. Азы профессии на новом месте постигал благодаря мастеру Павлу Алексеевичу Колисееву. Позже и сам Романчёв обучал молодых железнодорожников тонкостям работы монтёров пути. Он имел седьмой профес-    сиональный разряд, был бригадиром бригады путейцев. Некоторое время являлся мастером. По словам Сергея Петровича, их бригада обслуживала участок железной дороги между станциями Сахалинка и Балагачево.

-Труд железнодорожных путейцев физически тяжёлый, в основном ручной, – отмечает он. – К тому же приходится работать на свежем воздухе в жару, в морозы. На железной дороге нет актированных дней, пути всегда должны быть в порядке. От этого зависит безопасность движения поездов. В любую погоду ежедневно путейцы выходят на околоток. Пришлось «попахать». Помахал молотком, навыдёргивал костыли. Особенно в советские годы, когда движение составов по нашей ветке было более интенсивным.

По словам Сергея Петровича, у путейцев всегда хватает работы. Надо постоянно выравнивать рельсы, убирать провалы, перекосы, следить за зазорами между рельсами, иначе в морозы их может порвать. Очистка снега с путей, вырубка кустарников, окашивание травы на откосах – тоже их забота. В летний период – плановая замена шпал, рельсов и множество других дел.

-За лето наша бригада меняла по 1200 шпал, – объясняет С.П. Романчёв. – Это в плановом порядке. А вот если выявлялся дефект рельсы, то менять её приходилось в кратчайший срок, не считаясь со временем. Работа у путейцев ненормированная, в экстренных случаях всегда могут поднять по вызову.

Из рассказа ветерана-железнодорожника узнал, что зимой в мороз, чтобы выдернуть костыль, необходимо его прогреть – ударами путевого молотка в несколько килограммов просадить. Лишь после можно браться за костыльный лом. Ещё, оказывается, на зиму водопропускные трубы под железнодорожной насыпью закрывают щитами, чтобы в них не надувал снег. Весной щиты убирают. Вообще в работе железнодорожников много особенностей.

-Два раза в месяц по путям проходит вагон-измеритель, – рассказывает Сергей Петрович. – В начале он делает контрольные замеры, выявляет неполадки на путях. Их необходимо устранить. Затем вагон проходил с контрольными замерами. Если выявлялись недочёты, премии нам, путейцам, не видать.

В трудовой книжке С.П. Романчёва есть запись и о том, что какой-то период он был помощником машиниста дрезины (в первые годы работы на железной дороге). Когда же уходил в отпуск водитель автомобиля путеремонтников, Сергей Петрович, будучи монтёром, замещал его. Подвозил  коллег по бригаде к месту проведения работ, трудился с ними на путях, а потом вёз обратно.

За свой труд на железной дороге Сергей Петрович не раз награждался грамотами, премиями, дважды становился лучшим монтёром пути по белоярской ветке.

-В 1985 году Белоярский околоток занял первое место по Западно-Сибирской железной дороге, – с гордостью говорит Сергей Петрович. – Это заслуга всех путейцев, работавших на этой дистанции пути от Томска до Белого Яра. В том числе и нашей бригады.

Просматривая фотографии в альбоме, он отметил, что коллектив балагачевских путеремонтников всегда был дружным, сплочённым.

-Во всём старались друг другу помогать, – говорит С.П. Романчёв. – В бригаде никогда не обходились без юмора, шуток. Это помогало снять усталость от тяжёлого физического труда, поднимало настроение.

Уже шесть лет Сергей Петрович находится на заслуженном отдыхе. Достигнув 60-летнего возраста, в мае 2014 года он вышел на пенсию. Но и по сей час ветеран-железнодорожник поддерживает связь с коллегами по бригаде, интересуется, как у них дела. Общается он и со знакомыми железнодорожниками с других станций.

-Сейчас, пока есть возможность, стараюсь посвящать время активному отдыху, – говорит пенсионер. – Любимые занятия – рыбалка, охота. Я – заядлый спиннингист. Часто езжу ловить рыбу, один и с друзьями. Даже в Чаинский район выбирался.

В завершение, пользуясь случаем, Сергей Петрович Романчёв попросил от него поздравить через газету с праздником всех железнодорожников района, ветеранов отрасли и, конечно, балагачевских путейцев, с которыми отработал многие годы, пожелав всего наилучшего в жизни. Для самого Сергея Петровича есть два главных праздника – День железнодорожника и День пограничника. Один из них он уже отметил, другой будет праздновать завтра.

Александр ЕРМОЛАЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя