Татьяна Александровна Залевская – старший воспитатель,
учитель-дефектолог д/с «Светлячок», педагог со стажем в четверть века, человек
разносторонне талантливый и неординарный. Она работает с обычными детьми и
детьми, которых принято называть особенными, активно осваивает и внедряет новые
технологии в дошкольном образовании, занимается творчеством, заставляя малышей
и взрослых, затаив дыхание, наблюдать за «волшебством» на её песочных шоу. А
ещё она не устаёт искать. Что? А вот на этот вопрос мы попытались ответить
вместе с ней.
Вслед за
известным советским педагогом Афанасием Лунёвым Татьяна Залевская говорит:
«Самая замечательная профессия – хороший человек. А остальному можно
научиться». При этом с раннего детства лучшей она считала профессию
учителя.
-Наша семья жила в многоквартирном доме, –
вспоминает Татьяна Александровна. – Когда мы с соседскими ребятишками выходили
гулять, я устраивала в подъезде импровизированную школу. Рассаживала «класс» на
ступеньках-«партах» и вела уроки. Откуда это взялось, не знаю. У меня в родне
нет ни одного учителя. С возрастом мои представления о будущей профессии не
изменились. Окончив Первомайскую школу, где прошли яркие годы моей
комсомольской юности, я подала документы в педагогическое училище и, получив
диплом учителя начальных классов, вернулась в родной район. Начала работать в
своей же школе. Моим наставником стала моя первая учительница Татьяна
Александровна Алина. Работать было легко. Мне всё было знакомо и всё понятно.
Поскольку я любила не только учить, но и учиться, то получение диплома о высшем
образовании значилось в списке первостепенных задач. Педагогический университет
я окончила в 1995 году.
В 90-х годах,
в период, ставший переломным в истории большой страны, когда практически во
всех сферах рушилось старое и создавалось что-то новое (а иногда и не
создавалось), молодой педагог попала на курсы развивающего обучения
Эльконина-Давыдова. Это событие сама Татьяна Александровна называет поворотным
в своей жизни. Именно с этих курсов в её профессиональной деятельности начался
новый этап.
-Научный подход авторов курса к образованию просто
потряс меня, – говорит воспитатель. – Согласно их теории, обучение должно быть
ориентировано, в первую очередь, на раскрытие в детях интеллектуальных и
личностных способностей. К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход.
Главная задача – сделать так, чтобы дети научились аргументированно отстаивать
свою точку зрения, не принимать всё на веру, а требовать доказательств, при
этом они должны уметь учитывать и уважать позицию другого человека, осознанно
подходить к процессу обучения, проявлять максимум самостоятельности. Это был
настоящий переворот в сознании. Я тогда чётко поняла, каким должно быть
современное образование. И вся моя дальнейшая работа была направлена на
достижение этой цели. Сразу оговорюсь, что в 90-е годы не все новые идеи
принимались и получали поддержку. Увы. Зато сегодня они легли в основу
Федеральных государственных стандартов образования. А значит, тогда, 20 лет
назад, мы выбрали верный путь.
Вспоминая события 20-летней давности, Татьяна Александровна
имеет в виду открытие по сути экспериментального образовательного учреждения на
базе д/с «Сказка». Первомайская школа-сад, в которой Т.А. Залевская работала
заместителем директора по научно-методической работе, просуществовала недолго –
с 1998 по 2002 год, но и первые ученики, и их родители до сих пор с
благодарностью вспоминают то время.
-У нас была отличная команда единомышленников, педагогов,
внедряющих совершенно новые методы работы с детьми, – вспоминает Татьяна
Александровна. – Уроки и обстановка в классах отличались от того, к чему все
привыкли. И самое главное – за эти, казалось бы, недолгие четыре года был виден
результат. Прогресс некоторых детей просто поражал. Но, несмотря на явные
успехи, нам не удалось продолжить работу. Школу-сад закрыли, пустив под откос
огромную работу большого коллектива.
Вместе с
коллегами Т.А. Залевская написала заявление об увольнении и оставила любимое
дело. Была уверена, что навсегда. Уехала с семьёй на север, в город Стрежевой.
Там ей предложили место в управлении образования. Татьяна Александровна заняла
должность менеджера по работе с кадрами. Старясь во всём дойти до самой сути,
она взялась за изучение теории и практики управления персоналом. В итоге даже
стала профессиональным тренером в этой области. Выиграв конкурсный отбор, вошла
в команду одной из крупнейших нефтяных компаний Томской области.
-Я поработала с огромным количеством интересных
людей – профессорами, психологами, бизнесменами, побывала в разных регионах
нашей страны, приобрела совершенно новые знания и навыки, открыв в самой себе
новые способности, – вспоминает наша героиня. – И в один прекрасный момент я
вдруг подумала: а почему бы не организовать своё дело? Мне очень хотелось
открыть частный детский сад. Всё-таки без детей я не представляла свою жизнь. В
середине 2000-х подобных учреждений в нашем регионе не было. Мне и моей команде
удалось пройти тяжёлый путь. Мы получили лицензию на работу школы-сада
«Растишка», набрали группы и доказали в итоге свою состоятельность и
эффективность.
Этот интересный
этап длился больше пяти лет. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Причём,
не всегда хорошо. Бизнес, как оказалось, дело не просто хлопотное – опасное.
-Я увидела обратную сторону медали, – рассказывает
Татьяна Александровна. – Столкнулась и с коррупцией, и с угрозами. Честному
человеку в крупном бизнесе очень непросто. Я боролась за своё дело, как могла.
Но в итоге пришлось снова менять свою жизнь.
наша героиня
в 2015 году вместе с семьёй уезжает из
Стрежевого в Томск. К тому времени у Татьяны Александровны появилось очень
интересное увлечение. Совершенно новое. Причём как для неё лично, так и для
всей страны. Песочную живопись мы тогда видели только по телевизору – на
конкурсах талантов. Удивлялись, конечно, восхищались и даже не мечтали
попробовать свои силы в этом творчестве. А Татьяна Александровна взяла и
попробовала. Хотя началось всё не совсем с рисования. А с детей.
-Когда я ещё работала в своём саду, мы заказали
песок для отсыпки территории, – говорит она. – Его привезли, но разровнять не
успели. Малыши вышли на прогулку и, увидев кучи песка, ринулись играть с ним.
Столько было эмоций! Я посмотрела на эту картину и поняла: надо что-то
придумать, чтобы у детей была возможность заниматься с песком в группах. Стала
искать информацию в Интернете и увидела ролики, где художники рисуют песком.
Выяснила, что в России была лишь одна официальная компания, которая занималась
рисованием песком. Я ко всем вопросам подхожу серьёзно, поэтому мне пришлось
купить у этой фирмы права на ведение своего дела в этой области. Открыла при
детском саде студию рисования песком, наняла художников. И вот случилось так,
что один мастер уехал, а занятие нужно было проводить. Пришлось рисовать
самой. И знаете, мне это так понравилось! С тех пор и рисую. Муж взял на себя
решение всех технических вопросов, даже научился изготавливать специальное
оборудование, а я занимаюсь исключительно творчеством. (Т.А. Залевская –
желанный гость на многих культурных мероприятиях самого разного масштаба, а ещё
она победительница районного конкурса «Минута славы» – прим.ред.) Отмечу, что благодаря
этому новому увлечению я открыла в себе способности, о которых вообще не
подозревала. Плюс ко всему именно рисование песком заставило активнее работать
воображение, фантазию, я, кажется, даже мыслить стала по-другому, научилась
видеть удивительное в обычных вещах. Поэтому я выступаю за внедрение этого вида
творчества в программу занятий с дошкольниками. Для малышей это игра,
развлечение. Но на самом деле песочная анимация – дело полезное. Она развивает
мелкую моторику, образное мышление, способствует правильному психологическому
настрою.
С таким предложением
Т.А. Залевская и пришла четыре года назад к заведующей новым детским садом в
райцентре Е.И. Яковлевой. Мол, давайте попробуем провести несколько занятий песочной
живописью для детей. А Екатерина Ивановна позвала талантливого педагога в свою
команду. Татьяна Александровна взялась за сложный и важный проект: она стала
воспитателем первой инклюзивной группы, в которой вместе занимались здоровые
дети и малыши с особенностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет.
-Эти ребятишки и их родители столь многому меня
научили! – говорит воспитатель. – Они такие сильные, мудрые, добрые. Конечно,
чтобы выстроить работу по новому направлению, я прошла профессиональную подготовку.
Курсы, семинары, конференции… И чем больше я погружалась в эту тему, тем больше
понимала, что это – моё призвание. Наверное, каждый педагог к определённому
периоду своей жизни должен прийти к осознанию своей главной миссии –
человека-помощника. Сейчас я – учитель-дефектолог. Это «помогательная»
профессия. И я продолжаю совершенствоваться в ней. Осваиваю новые практики,
техники, методики. Придумываю что-то своё, занимаясь инновационной
деятельностью. В прошлом году представляла свои наработки на конкурсе
«Воспитатели России». На региональном этапе заняла второе место и стала
финалистом всероссийского этапа.
Хотя главным
своим результатом педагог называет не призовые места и дипломы, а улыбки
малышей и их родителей. Первые воспитанники инклюзивной группы Татьяны
Александровны уже выпустились из сада. Сейчас педагог больше времени уделяет
детям из других групп, а также как старший воспитатель работает с коллегами,
для которых выступает наставником и помощником.
-Не навреди! Пойми, признай, прими, развей и
воспитай, любя! Вот мои главные принципы, – говорит Т.А. Залевская. – Мне
хочется, чтобы все, кто работает с детьми, придерживались их. Не надо нести
своё плохое настроение из дома в группу, нужно оставлять всё за порогом. А ещё
нужно постоянно искать способы удивить и порадовать ребёнка, развить свои и его
таланты, искать новые знания, получать новый опыт, чтобы расти вместе. Это же
так интересно! Все малыши разные, но каждый достоин любви, внимания и уважения.
И вообще, я надеюсь, что когда-нибудь в нашей стране всё-таки получится создать
систему образования, которая была бы достойна наших детей.
Оксана
КАЛИННИКОВА