Судьбы многих жителей нашего района связаны с лесной отраслью. 35 лет в лесопромышленном комплексе проработал и Николай Михайлович Пузанов из Комсомольска.
Родился и вырос Николай в деревне Балагачево. Там была только начальная школа, после окончания которой балагачевские школьники продолжали учиться в Комсомольске. «В соседний посёлок на уроки чаще всего ходили пешком, особенно в распутицу, – вспоминает Николай Михайлович. – Нормальной дороги в Комсомольск в ту пору не было. По прямой до него от Балагачева всего четыре километра. Вот и ходили».
Окончив Комсомольскую среднюю школу, Николай успел поработать несколько месяцев на УЖД (узкоколейная железная дорога) местного леспромхоза. Затем были три года срочной службы на флоте. После демобилизации юноша устроился на работу на производственное объединение «Азот» в Кемерове.
Когда же Николай получил диплом техника-механика Томского лесотехникума, по направлению попал в один из леспромхозов Верхнекетского района. Проработал там недолго, вернулся в родные края. Устроился в Комсомольске в РСУ. Вспоминает, в ту пору в состав Комсомольского лес-промхоза вошёл Ореховский. Леспромхоз и РСУ строили УЖД к заготовительным участкам Ореховского лесопункта. Участвовал в этом деле и Николай Михайлович – после курсов в железнодорожном техникуме работал мастером на строительстве узкоколейки. «В «Томлеспроме» в конце 70-х годов были большие планы по УЖД, – объяснил Николай Михайлович. – Узкоколейками собирались связать леспромхозы Первомайского, Тегульдетского и Верхнекетского районов. Со сменой руководства в Томске задуманное так и не реализовали. Да и наша УЖД в ореховскую сторону просуществовала недолго. Вскоре Ореховский леспромхоз вышел из состава Комсомольского».
В 1981 году, когда строительство ветки УЖД завершилось, Н.М. Пузанов перешёл работать в Комсомольский леспромхоз слесарем на верхний склад. Как вспоминает Николай Михайлович, на предприятии было три мАстерских лесозаготовительных участка. В тайге работала и бригада по ремонту техники. В неё входили слесари, электросварщики и токари. Токарные работы проводили прямо в лесу. Станки с электростанциями стояли в вагонах УЖД для ремонтников.
– В лесозаготовительный сезон работающие в тайге дома практически не бывали, – рассказал Николай Михайлович. – В лес нас возили по узкоколейке. Утром в начале восьмого на работу, а домой возвращались уже поздно вечером, ближе к девяти. Выходной лишь один – в воскресенье. Бывало, и в этот день трудились.
В леспромхозе в начале 80-х годов шло внедрение агрегатной техники. С ручной заготовки древесины бензопилами переходили на машинную валку. Для работы в лесу стали поступать первые валочные машины ЛП-19. Эту новую, незнакомую ещё технику приходилось осваивать не только тем, кто на ней работал, но и ремонтникам. Свидетелем и непосредственным участником этого процесса был и Н.М. Пузанов. «Учились обслуживать и ремонтировать агрегатные машины. Не всё получалось сразу ,- отметил он.- Опыт, умение приходили со временем, на практике. Да и поначалу все запчасти для ремонта в леспромхоз поступали с завода-производителя из Йошкар-Олы. На это уходило время. Нередко подводила гидравлика. То тут, то там масло потечёт. Часто рвались шланги. Со всеми этими неполадками приходилось бороться. Постепенно предприятие находило партнёров по поставке комплектующих в Томске. Вот и гидравлические шланги начал изготавливать один из томских заводов. Узнать, как проходит внедрение агрегатной техники, в леспромхоз дважды приезжал первый секретарь обкома партии Егор Лигачёв. Развитию лесной промышленности руководство области уделяло большое внимание».
По словам Николая Михайловича, те, кто работал в лесу, получали хорошую зарплату. Лесозаготовители стремились выдать больше кубометров древесины. Валочные машины работали в две смены, можно сказать, круглосуточно. Такой график был необходим, чтобы не останавливалась трелёвка леса. Она велась в одну смену и опережала валку. Когда появлялись запасы заготовленной древесины, оставались поработать в ночь и машинисты трелёвочных тракторов. На валке леса высоких результатов добивались машинисты ЛП-19 Иван Имшинецкий, Николай Пчёлко.
С 1983 года в леспромхозе стали переходить на механизированную обрезку сучьев. На предприятие поступали сучкорезные машины ЛП-33. Одной из них стал управлять Василий Гилёв, который раньше, как и Н.М. Пузанов работал слесарем в ремонтной бригаде.
Упомянул Николай Михайлович и тот факт, что зимой 1986 года Комсомольскому леспромхозу было доверено заготовить и вывезти двухмиллионный кубометр томского леса. Это было хотя и рабочее, но праздничное событие. Свой вклад в достижение таких объёмов вносили и люди, занятые ремонтом лесозаготовительной техники.
Слесарем Н.М. Пузанов отработал восемь лет, а в 1989 году возглавил ремонтную бригаду, став бригадиром-механиком. Позже занимал должности технорука, заместителя начальника верхнего склада. Довелось Николаю Михайловичу быть и начальником верхнего склада. Работе в лесу до выхода на пенсию он посвятил 35 лет.
Уже 11 лет Н.М. Пузанов на заслуженном отдыхе. Как и прежде, живут с женой Галиной Николаевной в Комсомольске. В браке супружеская пара более 40 лет. Вместе вырастили и воспитали двоих детей. Дочь Ирина проживает в Томске, сын Игорь – в Молчанове. Главным увлечением Николая Михайловича всегда были охота и рыбалка. Пока работал, старался посвятить любимому хобби единственный выходной – воскресенье. Сейчас, на пенсии, свободного времени вроде бы много, но возраст и здоровье уже не те. И всё же охоту, рыбалку не бросает, по возможности выбирается в лес, на водоёмы. Хобби отца передалось и сыну, причём увлечение для Пузанова-младшего стало профессией – Игорь работает охотоведом. Николай Михайлович уже трижды дедушка, у него два внука и внучка. Напоминанием же о его былой трудовой деятельности служат почётные грамоты, среди них и грамота Министерства труда.