Только на сайте:

Читайте в номере за 23 сентября 2023 года

Губернатор Томской области Владимир Мазур проведет в среду, 27...

Читайте в номере за 20 сентября 2023 года

Торжественное мероприятие по увековечению памяти Сергея Викторовича Новикова прошло...

Читайте в номере за 16 сентября 2023 года

Школьное лесничество «Подрост» Улу-Юльской школы было организовано в 2009...

Открываясь новому, открывать себя

Татьяна Александровна Залевская – старший воспитатель, учитель-дефектолог д/с «Светлячок», педагог со стажем в четверть века, человек разносторонне талантливый и неординарный. Она работает с обычными детьми и детьми, которых принято называть особенными, активно осваивает и внедряет новые технологии в дошкольном образовании, занимается творчеством, заставляя малышей и взрослых, затаив дыхание, наблюдать за «волшебством» на её песочных шоу. А ещё она не устаёт искать. Что? А вот на этот вопрос мы попытались ответить вместе с ней.

Вслед за известным советским педагогом Афанасием Лунёвым Татьяна Залевская говорит: «Самая замечательная профессия – хороший человек. А остальному можно научиться». При этом с раннего детства лучшей она считала профессию учителя. 

-Наша семья жила в многоквартирном доме, – вспоминает Татьяна Александровна. – Когда мы с соседскими ребятишками выходили гулять, я устраивала в подъезде импровизированную школу. Рассаживала «класс» на ступеньках-«партах» и вела уроки. Откуда это взялось, не знаю. У меня в родне нет ни одного учителя. С возрастом мои представления о будущей профессии не изменились. Окончив Первомайскую школу, где прошли яркие годы моей комсомольской юности, я подала документы в педагогическое училище и, получив диплом учителя начальных классов, вернулась в родной район. Начала работать в своей же школе. Моим наставником стала моя первая учительница Татьяна Александровна Алина. Работать было легко. Мне всё было знакомо и всё понятно. Поскольку я любила не только учить, но и учиться, то получение диплома о высшем образовании значилось в списке первостепенных задач. Педагогический университет я окончила в 1995 году.

В 90-х годах, в период, ставший переломным в истории большой страны, когда практически во всех сферах рушилось старое и создавалось что-то новое (а иногда и не создавалось), молодой педагог попала на курсы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Это событие сама Татьяна Александровна называет поворотным в своей жизни. Именно с этих курсов в её профессиональной деятельности начался новый этап.

-Научный подход авторов курса к образованию просто потряс меня, – говорит воспитатель. – Согласно их теории, обучение должно быть ориентировано, в первую очередь, на раскрытие в детях интеллектуальных и личностных способностей. К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход. Главная задача – сделать так, чтобы дети научились аргументированно отстаивать свою точку зрения, не принимать всё на веру, а требовать доказательств, при этом они должны уметь учитывать и уважать позицию другого человека, осознанно подходить к процессу обучения, проявлять максимум самостоятельности. Это был настоящий переворот в сознании. Я тогда чётко поняла, каким должно быть современное образование. И вся моя дальнейшая работа была направлена на достижение этой цели. Сразу оговорюсь, что в 90-е годы не все новые идеи принимались и получали поддержку. Увы. Зато сегодня они легли в основу Федеральных государственных стандартов образования. А значит, тогда, 20 лет назад, мы выбрали верный путь.

Вспоминая события      20-летней давности, Татьяна Александровна имеет в виду открытие по сути экспериментального образовательного учреждения на базе д/с «Сказка». Первомайская школа-сад, в которой Т.А. Залевская работала заместителем директора по научно-методической работе, просуществовала недолго – с 1998 по 2002 год, но и первые ученики, и их родители до сих пор с благодарностью вспоминают то время.

-У нас была отличная команда единомышленников, педагогов, внедряющих совершенно новые методы работы с детьми, – вспоминает Татьяна Александровна. – Уроки и обстановка в классах отличались от того, к чему все привыкли. И самое главное – за эти, казалось бы, недолгие четыре года был виден результат. Прогресс некоторых детей просто поражал. Но, несмотря на явные успехи, нам не удалось продолжить работу. Школу-сад закрыли, пустив под откос огромную работу большого коллектива.

Вместе с коллегами Т.А. Залевская написала заявление об увольнении и оставила любимое дело. Была уверена, что навсегда. Уехала с семьёй на север, в город Стрежевой. Там ей предложили место в управлении образования. Татьяна Александровна заняла должность менеджера по работе с кадрами. Старясь во всём дойти до самой сути, она взялась за изучение теории и практики управления персоналом. В итоге даже стала профессиональным тренером в этой области. Выиграв конкурсный отбор, вошла в команду одной из крупнейших нефтяных компаний Томской области.

-Я поработала с огромным количеством интересных людей – профессорами, психологами, бизнесменами, побывала в разных регионах нашей страны, приобрела совершенно новые знания и навыки, открыв в самой себе новые способности, – вспоминает наша героиня. – И в один прекрасный момент я вдруг подумала: а почему бы не организовать своё дело? Мне очень хотелось открыть частный детский сад. Всё-таки без детей я не представляла свою жизнь. В середине 2000-х подобных учреждений в нашем регионе не было. Мне и моей команде удалось пройти тяжёлый путь. Мы получили лицензию на работу школы-сада «Растишка», набрали группы и доказали в итоге свою состоятельность и эффективность.

Этот интересный этап длился больше пяти лет. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Причём, не всегда хорошо. Бизнес, как оказалось, дело не просто хлопотное – опасное.

-Я увидела обратную сторону медали, – рассказывает Татьяна Александровна. – Столкнулась и с коррупцией, и с угрозами. Честному человеку в крупном бизнесе очень непросто. Я боролась за своё дело, как могла. Но в итоге пришлось снова менять свою жизнь.

наша героиня в 2015 году  вместе с семьёй уезжает из Стрежевого в Томск. К тому времени у Татьяны Александровны появилось очень интересное увлечение. Совершенно новое. Причём как для неё лично, так и для всей страны. Песочную живопись мы тогда видели только по телевизору – на конкурсах талантов. Удивлялись, конечно, восхищались и даже не мечтали попробовать свои силы в этом творчестве. А Татьяна Александровна взяла и попробовала. Хотя началось всё не совсем с рисования. А с детей.

-Когда я ещё работала в своём саду, мы заказали песок для отсыпки территории, – говорит она. – Его привезли, но разровнять не успели. Малыши вышли на прогулку и, увидев кучи песка, ринулись играть с ним. Столько было эмоций! Я посмотрела на эту картину и поняла: надо что-то придумать, чтобы у детей была возможность заниматься с песком в группах. Стала искать информацию в Интернете и увидела ролики, где художники рисуют песком. Выяснила, что в России была лишь одна официальная компания, которая занималась рисованием песком. Я ко всем вопросам подхожу серьёзно, поэтому мне пришлось купить у этой фирмы права на ведение своего дела в этой области. Открыла при детском саде студию рисования песком, наняла художников. И вот случилось так, что один мастер уехал, а занятие нужно было проводить. Пришлось рисовать самой. И знаете, мне это так понравилось! С тех пор и рисую. Муж взял на себя решение всех технических вопросов, даже научился изготавливать специальное оборудование, а я занимаюсь исключительно творчеством. (Т.А. Залевская – желанный гость на многих культурных мероприятиях самого разного масштаба, а ещё она победительница районного конкурса «Минута славы» –         прим.ред.) Отмечу, что благодаря этому новому увлечению я открыла в себе способности, о которых вообще не подозревала. Плюс ко всему именно рисование песком заставило активнее работать воображение, фантазию, я, кажется, даже мыслить стала по-другому, научилась видеть удивительное в обычных вещах. Поэтому я выступаю за внедрение этого вида творчества в программу занятий с дошкольниками. Для малышей это игра, развлечение. Но на самом деле песочная анимация – дело полезное. Она развивает мелкую моторику, образное мышление, способствует правильному психологическому настрою.

С таким предложением Т.А. Залевская и пришла четыре года назад к заведующей новым детским садом в райцентре Е.И. Яковлевой. Мол, давайте попробуем провести несколько занятий песочной живописью для детей. А Екатерина Ивановна позвала талантливого педагога в свою команду. Татьяна Александровна взялась за сложный и важный проект: она стала воспитателем первой инклюзивной группы, в которой вместе занимались здоровые дети и малыши с особенностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет.

-Эти ребятишки и их родители столь многому меня научили! – говорит воспитатель. – Они такие сильные, мудрые, добрые. Конечно, чтобы выстроить работу по новому направлению, я прошла профессиональную подготовку. Курсы, семинары, конференции… И чем больше я погружалась в эту тему, тем больше понимала, что это – моё призвание. Наверное, каждый педагог к определённому периоду своей жизни должен прийти к осознанию своей главной миссии – человека-помощника. Сейчас я – учитель-дефектолог. Это «помогательная» профессия. И я продолжаю совершенствоваться в ней. Осваиваю новые практики, техники, методики. Придумываю что-то своё, занимаясь инновационной деятельностью. В прошлом году представляла свои наработки на конкурсе «Воспитатели России». На региональном этапе заняла второе место и стала финалистом всероссийского этапа.

Хотя главным своим результатом педагог называет не призовые места и дипломы, а улыбки малышей и их родителей. Первые воспитанники инклюзивной группы Татьяны Александровны уже выпустились из сада. Сейчас педагог больше времени уделяет детям из других групп, а также как старший воспитатель работает с коллегами, для которых выступает наставником и помощником.

-Не навреди! Пойми, признай, прими, развей и воспитай, любя! Вот мои главные принципы, – говорит Т.А. Залевская. – Мне хочется, чтобы все, кто работает с детьми, придерживались их. Не надо нести своё плохое настроение из дома в группу, нужно оставлять всё за порогом. А ещё нужно постоянно искать способы удивить и порадовать ребёнка, развить свои и его таланты, искать новые знания, получать новый опыт, чтобы расти вместе. Это же так интересно! Все малыши разные, но каждый достоин любви, внимания и уважения. И вообще, я надеюсь, что когда-нибудь в нашей стране всё-таки получится создать систему образования, которая была бы достойна наших детей.

Оксана КАЛИННИКОВА

Свежее

Читайте в номере за 23 сентября 2023 года

Губернатор Томской области Владимир Мазур проведет в среду, 27...

Танцуй, Яна!

Первомайская школьница Яна Дронова учится в шестом классе. А...

Федеральный депутат побывал на объектах госпрограмм

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя комитета...

Читайте в номере за 20 сентября 2023 года

Торжественное мероприятие по увековечению памяти Сергея Викторовича Новикова прошло...

Свежий номер

Не пропустите

Танцуй, Яна!

Первомайская школьница Яна Дронова учится в шестом классе. А...

«Работа в лесничестве мне интересна»

День работников леса отмечается завтра, 17 сентября. Это профессиональный...

Мастера красоты

Сегодня свой праздник отмечают парикмахеры, представители профессии, история которой...

Золотые годы любящих сердец

Нынешний год для четы Лосевых юбилейный. В марте Людмила...

Ветеринар – семейная профессия

Работники ветеринарных служб района завтра, 31 августа, отмечают свой...

Читайте в номере за 23 сентября 2023 года

Губернатор Томской области Владимир Мазур проведет в среду, 27 сентября, прямую линию для жителей региона. Выездное заседание Совета Законодательной Думы Томской области по вопросу доступности...

Танцуй, Яна!

Первомайская школьница Яна Дронова учится в шестом классе. А ещё она солистка детского ансамбля эстрадно-спортивного танца «Кристина», который находится в Асино. В составе танцевальной...

Федеральный депутат побывал на объектах госпрограмм

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Владимир Игоревич Самокиш на прошлой неделе побывал в...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь