Татьяна Александровна Залевская – старший воспитатель, учитель-дефектолог д/с «Светлячок», педагог со стажем в четверть века, человек разносторонне талантливый и неординарный. Она работает с обычными детьми и детьми, которых принято называть особенными, активно осваивает и внедряет новые технологии в дошкольном образовании, занимается творчеством, заставляя малышей и взрослых, затаив дыхание, наблюдать за «волшебством» на её песочных шоу. А ещё она не устаёт искать. Что? А вот на этот вопрос мы попытались ответить вместе с ней.
Вслед за известным советским педагогом Афанасием Лунёвым Татьяна Залевская говорит: «Самая замечательная профессия – хороший человек. А остальному можно научиться». При этом с раннего детства лучшей она считала профессию учителя.
-Наша семья жила в многоквартирном доме, – вспоминает Татьяна Александровна. – Когда мы с соседскими ребятишками выходили гулять, я устраивала в подъезде импровизированную школу. Рассаживала «класс» на ступеньках-«партах» и вела уроки. Откуда это взялось, не знаю. У меня в родне нет ни одного учителя. С возрастом мои представления о будущей профессии не изменились. Окончив Первомайскую школу, где прошли яркие годы моей комсомольской юности, я подала документы в педагогическое училище и, получив диплом учителя начальных классов, вернулась в родной район. Начала работать в своей же школе. Моим наставником стала моя первая учительница Татьяна Александровна Алина. Работать было легко. Мне всё было знакомо и всё понятно. Поскольку я любила не только учить, но и учиться, то получение диплома о высшем образовании значилось в списке первостепенных задач. Педагогический университет я окончила в 1995 году.
В 90-х годах, в период, ставший переломным в истории большой страны, когда практически во всех сферах рушилось старое и создавалось что-то новое (а иногда и не создавалось), молодой педагог попала на курсы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Это событие сама Татьяна Александровна называет поворотным в своей жизни. Именно с этих курсов в её профессиональной деятельности начался новый этап.
-Научный подход авторов курса к образованию просто потряс меня, – говорит воспитатель. – Согласно их теории, обучение должно быть ориентировано, в первую очередь, на раскрытие в детях интеллектуальных и личностных способностей. К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход. Главная задача – сделать так, чтобы дети научились аргументированно отстаивать свою точку зрения, не принимать всё на веру, а требовать доказательств, при этом они должны уметь учитывать и уважать позицию другого человека, осознанно подходить к процессу обучения, проявлять максимум самостоятельности. Это был настоящий переворот в сознании. Я тогда чётко поняла, каким должно быть современное образование. И вся моя дальнейшая работа была направлена на достижение этой цели. Сразу оговорюсь, что в 90-е годы не все новые идеи принимались и получали поддержку. Увы. Зато сегодня они легли в основу Федеральных государственных стандартов образования. А значит, тогда, 20 лет назад, мы выбрали верный путь.
Вспоминая события 20-летней давности, Татьяна Александровна имеет в виду открытие по сути экспериментального образовательного учреждения на базе д/с «Сказка». Первомайская школа-сад, в которой Т.А. Залевская работала заместителем директора по научно-методической работе, просуществовала недолго – с 1998 по 2002 год, но и первые ученики, и их родители до сих пор с благодарностью вспоминают то время.
-У нас была отличная команда единомышленников, педагогов, внедряющих совершенно новые методы работы с детьми, – вспоминает Татьяна Александровна. – Уроки и обстановка в классах отличались от того, к чему все привыкли. И самое главное – за эти, казалось бы, недолгие четыре года был виден результат. Прогресс некоторых детей просто поражал. Но, несмотря на явные успехи, нам не удалось продолжить работу. Школу-сад закрыли, пустив под откос огромную работу большого коллектива.
Вместе с коллегами Т.А. Залевская написала заявление об увольнении и оставила любимое дело. Была уверена, что навсегда. Уехала с семьёй на север, в город Стрежевой. Там ей предложили место в управлении образования. Татьяна Александровна заняла должность менеджера по работе с кадрами. Старясь во всём дойти до самой сути, она взялась за изучение теории и практики управления персоналом. В итоге даже стала профессиональным тренером в этой области. Выиграв конкурсный отбор, вошла в команду одной из крупнейших нефтяных компаний Томской области.
-Я поработала с огромным количеством интересных людей – профессорами, психологами, бизнесменами, побывала в разных регионах нашей страны, приобрела совершенно новые знания и навыки, открыв в самой себе новые способности, – вспоминает наша героиня. – И в один прекрасный момент я вдруг подумала: а почему бы не организовать своё дело? Мне очень хотелось открыть частный детский сад. Всё-таки без детей я не представляла свою жизнь. В середине 2000-х подобных учреждений в нашем регионе не было. Мне и моей команде удалось пройти тяжёлый путь. Мы получили лицензию на работу школы-сада «Растишка», набрали группы и доказали в итоге свою состоятельность и эффективность.
Этот интересный этап длился больше пяти лет. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Причём, не всегда хорошо. Бизнес, как оказалось, дело не просто хлопотное – опасное.
-Я увидела обратную сторону медали, – рассказывает Татьяна Александровна. – Столкнулась и с коррупцией, и с угрозами. Честному человеку в крупном бизнесе очень непросто. Я боролась за своё дело, как могла. Но в итоге пришлось снова менять свою жизнь.
наша героиня в 2015 году вместе с семьёй уезжает из Стрежевого в Томск. К тому времени у Татьяны Александровны появилось очень интересное увлечение. Совершенно новое. Причём как для неё лично, так и для всей страны. Песочную живопись мы тогда видели только по телевизору – на конкурсах талантов. Удивлялись, конечно, восхищались и даже не мечтали попробовать свои силы в этом творчестве. А Татьяна Александровна взяла и попробовала. Хотя началось всё не совсем с рисования. А с детей.
-Когда я ещё работала в своём саду, мы заказали песок для отсыпки территории, – говорит она. – Его привезли, но разровнять не успели. Малыши вышли на прогулку и, увидев кучи песка, ринулись играть с ним. Столько было эмоций! Я посмотрела на эту картину и поняла: надо что-то придумать, чтобы у детей была возможность заниматься с песком в группах. Стала искать информацию в Интернете и увидела ролики, где художники рисуют песком. Выяснила, что в России была лишь одна официальная компания, которая занималась рисованием песком. Я ко всем вопросам подхожу серьёзно, поэтому мне пришлось купить у этой фирмы права на ведение своего дела в этой области. Открыла при детском саде студию рисования песком, наняла художников. И вот случилось так, что один мастер уехал, а занятие нужно было проводить. Пришлось рисовать самой. И знаете, мне это так понравилось! С тех пор и рисую. Муж взял на себя решение всех технических вопросов, даже научился изготавливать специальное оборудование, а я занимаюсь исключительно творчеством. (Т.А. Залевская – желанный гость на многих культурных мероприятиях самого разного масштаба, а ещё она победительница районного конкурса «Минута славы» – прим.ред.) Отмечу, что благодаря этому новому увлечению я открыла в себе способности, о которых вообще не подозревала. Плюс ко всему именно рисование песком заставило активнее работать воображение, фантазию, я, кажется, даже мыслить стала по-другому, научилась видеть удивительное в обычных вещах. Поэтому я выступаю за внедрение этого вида творчества в программу занятий с дошкольниками. Для малышей это игра, развлечение. Но на самом деле песочная анимация – дело полезное. Она развивает мелкую моторику, образное мышление, способствует правильному психологическому настрою.
С таким предложением Т.А. Залевская и пришла четыре года назад к заведующей новым детским садом в райцентре Е.И. Яковлевой. Мол, давайте попробуем провести несколько занятий песочной живописью для детей. А Екатерина Ивановна позвала талантливого педагога в свою команду. Татьяна Александровна взялась за сложный и важный проект: она стала воспитателем первой инклюзивной группы, в которой вместе занимались здоровые дети и малыши с особенностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет.
-Эти ребятишки и их родители столь многому меня научили! – говорит воспитатель. – Они такие сильные, мудрые, добрые. Конечно, чтобы выстроить работу по новому направлению, я прошла профессиональную подготовку. Курсы, семинары, конференции… И чем больше я погружалась в эту тему, тем больше понимала, что это – моё призвание. Наверное, каждый педагог к определённому периоду своей жизни должен прийти к осознанию своей главной миссии – человека-помощника. Сейчас я – учитель-дефектолог. Это «помогательная» профессия. И я продолжаю совершенствоваться в ней. Осваиваю новые практики, техники, методики. Придумываю что-то своё, занимаясь инновационной деятельностью. В прошлом году представляла свои наработки на конкурсе «Воспитатели России». На региональном этапе заняла второе место и стала финалистом всероссийского этапа.
Хотя главным своим результатом педагог называет не призовые места и дипломы, а улыбки малышей и их родителей. Первые воспитанники инклюзивной группы Татьяны Александровны уже выпустились из сада. Сейчас педагог больше времени уделяет детям из других групп, а также как старший воспитатель работает с коллегами, для которых выступает наставником и помощником.
-Не навреди! Пойми, признай, прими, развей и воспитай, любя! Вот мои главные принципы, – говорит Т.А. Залевская. – Мне хочется, чтобы все, кто работает с детьми, придерживались их. Не надо нести своё плохое настроение из дома в группу, нужно оставлять всё за порогом. А ещё нужно постоянно искать способы удивить и порадовать ребёнка, развить свои и его таланты, искать новые знания, получать новый опыт, чтобы расти вместе. Это же так интересно! Все малыши разные, но каждый достоин любви, внимания и уважения. И вообще, я надеюсь, что когда-нибудь в нашей стране всё-таки получится создать систему образования, которая была бы достойна наших детей.
Оксана КАЛИННИКОВА