Домой Истории Самая большая радость – видеть результат своего труда

Самая большая радость – видеть результат своего труда

416
0

С Еленой Михайловной Чакилевой из Сергеева мы познакомились нынешней весной – на финале муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года», в котором она участвовала. Её выступление на тему «Моя педагогическая позиция» впечатлило и жюри (Елена Михайловна в итоге заняла третье место), и зрителей. Конкурсантка с огромной теплотой рассказывала о своих воспитанниках, о том, каких результатов им удаётся добиться вместе. А эксперимент с залом, когда мы с помощью предложенного педагогом метода ассоциаций – мнемотехники – буквально за пару минут выучили стихотворение, вызвал бурю оваций, показав: Елена Михайловна – мастер своего дела. Тогда-то мы и решили, что при случае обязательно познакомимся с ней поближе. Профессиональный праздник – лучший для этого повод. И вот в сентябре «Заветка» отправилась в Сергеевскую школу.

Занятие у Елены Михайловны только-только  начиналось. К ней в группу ходят дети 5-7 лет. Раньше она работала с самыми маленькими детсадовцами – в возрасте от 2 до 5 лет. Сейчас же задача Е.М. Чакилевой – подготовить к школе будущих первоклассников. Из 17 её воспитанников восемь сядут за парты будущей осенью, девять – ещё через год.

В день визита журналиста в группе была всего половина ребят: кто-то ещё не вошёл в ритм после лета, кто-то заболел. Но программу им придётся наверстать. Ведь в «предшколку» ходят не просто, чтобы играть и общаться, а прежде всего для того, чтобы учиться. Да-да, современный первоклассник, действительно, должен многое знать и уметь. Например, занятие в группе Елены Михайловны, на котором мы побывали, было посвящено осени. Ребятишки познакомились с такими природными явлениями как листопад, дождь, туман, вспомнили названия овощей, фруктов и грибов, узнали, как животные готовятся к встрече зимы: одни осенью делают запасы, другие меняют шубку, третьи планируют проспать до самой весны. Даже физкультминутки на этом уроке были связаны со временем года. Дети разминались, перепрыгивая через «лужи», собирали овощную и фруктовую корзины, искали и «сушили» грибы.

20 минут, что длилось занятие, пролетели совершенно незаметно. Безусловно, у воспитателей есть разработанный согласно государственной программе план занятий и методические рекомендации, где указано, какую информацию и на каком этапе должен изучать ребёнок, но вот в какой форме подать её, решает сам педагог. У Елены Михайловны, которая работает с дошколятами с 2012 года, интересных приёмов и эффективных техник – воз и маленькая тележка.

-Всё это пришло со временем. А в самом начале было непросто, — признаётся воспитатель. — При том, что по образованию я учитель начальных классов и опыт работы в школе у меня был. В середине 90-х, после окончания педагогического института, год я отработала по профилю в томской школе. Потом, вернувшись с мужем и маленькой дочкой в родное Сергеево, стала учителем-предметником. Пять лет ездила в Узень, преподавала ребятам химию и биологию. В начале 2000-х ситуация, сложившаяся в сфере образования, вынудила сменить профессию. И после рождения сына я стала осваивать новую для себя сферу: начала работать специалистом от Центра социальной поддержки населения в сельской администрации. Но, честно говоря, надеялась однажды вернуться к детям. Мечта сбылась в 2012 году, когда меня позвали на должность воспитателя младшей группы. Снова пришлось начинать фактически с нуля. Я, кажется, даже ни одной детской песенки вспомнить не могла. Но работа с малышами мне понравилась. Я оказалась в родной стихии.

Дочь и сын у Елены Михайловны к тому моменту подросли, а на работе каждое утро её – вторую маму – ждали самые маленькие жители сёл Сергеевского поселения. Она учила несмышлёнышей держать ложку, шнуровать ботиночки, правильно произносить коварную букву «р», учить стихи к праздникам. Потом её пятилетки переходили в старшую группу, а к воспитателю приходили новые несмышлёныши. И так день за днём, год за годом.

Кстати, работала Елена Михайловна и с особенными детьми. В школе образовался класс коррекции, и именно она занималась обучением и социализацией этих ребят.

-Знаете, мы, воспитатели и учителя, бывает, жалуемся на сложности в работе. Мол, тут не то и там не так. Но, поверьте, поводов для радости в нашей профессии гораздо больше, — говорит Елена Михайловна. — Когда видишь результаты своего труда, испытываешь настоящее счастье.

Глядя на своих сегодняшних воспитанников, Елена Михайловна отмечает: каждый, хотя ещё и дошколёнок, но уже со своим характером, и к каждому нужно найти свой подход. Я это, кстати, тоже заметила. Пока Василина и Саша отвечают на вопрос воспитателя, Степашка успевает навернуть три круга вокруг друзей. Кто-то тянет руку, чтобы ему тоже дали слово, кто-то, наоборот, сидит тихо-тихо, потому что стесняется журналиста с фотоаппаратом. Но в итоге, благодаря мастерству педагога, все малыши включаются в работу и осваивают программу занятия.

Направлений работы у воспитателя множество. Вместе с Еленой Михайловной дошколята реализуют проекты, например, выращивают «огород» на подоконнике, занимаются творчеством. Её малыши – постоянные участники школьных, клубных и библиотечных мероприятий. Сама Елена Михайловна всё время в поиске новых методов и приёмов работы. Использует на практике как современные техники, так и самые простые, но очень действенные.

-Стоит признать, что современные малыши с сенсорными телефонами и планшетами справляются лучше, чем с ножницами или конструкторами, — говорит Елена Михайловна. — Но это не значит, что последнее им не нравится. Своим воспитанникам я едва успеваю раскраски из Интернета качать и распечатывать. Они обожают это занятие. Часами могут стричь старые журналы и газеты. Некоторые родители говорят: «Мы ножницы ребёнку не даём. Это же опасно!» Но ведь под присмотром можно. Даже нужно, поскольку умение вырезать фигуры из бумаги – один из основных навыков будущего первоклассника. Да и развивать мелкую моторику просто необходимо.

Педагоги и воспитатели в последнее время отмечают у многих малышей проблемы с речью. Звуки даются им с большим трудом. Почему? Елена Михайловна говорит, однозначного ответа нет. Может, с ребёнком мало общаются в семье, может, своё дело делают гаджеты и телевизор, может, как раз влияет неразвитая моторика, а может, что-то ещё. Чтобы помочь ребятишкам научиться говорить правильно, воспитатель начала проводить занятия в рамках программы «Развитие речи». Раз в неделю Е.М. Чакилева ещё и логопед.

Если очень надо, она может подменить заболевшего учителя и провести урок в школе, вспомнив, так сказать, свою первую профессию. Вообще Елена Михайловна призналась, что до сих пор отмечает два праздника: и День дошкольного работника, и День учителя. Что интересно: по стопам мамы пошла старшая дочь нашей героини. С этого года Юлия Сергеевна ведёт у первомайских школьников уроки истории и обществознания. Так что теперь в семье Чакилевых есть общий праздник.

Младший сын Елены Михайловны этим летом окончил школу и, поступив в сельскохозяйственный институт, тоже выпорхнул из родительского дома. Собеседница призналась, что пока ей сложно привыкнуть к тому, что дочь и сын живут отдельно. Переживает за обоих, ведь и у Юли, и у Вани – новый этап в жизни. Правда, тут же отметила, что скучать особо некогда. 17 непосед каждый день ждут свою вторую маму в детском саду. Вечерами она придумывает для них новые задания и игры, а рано утром торопится на встречу с воспитанниками.

Любовь, терпение и искреннее желание научить малышей всему необходимому – обязательный минимум, который должен быть в арсенале любого дошкольного работника. От того, кто окажется рядом с маленьким человеком в самый важный период его взросления, зависит многое: и учёба в школе, и отношения со сверстниками, творческая активность, любовь к спорту. Список можно продолжать долго. Именно поэтому труд воспитателя так важен и ценен. Пусть вам, уважаемые работники дошкольного образования, во всём сопутствует успех! Пусть работа приносит радость. Пусть каждый день будет наполнен счастливыми улыбками ваших ребятишек, а их родители станут главными помощниками во всех делах! Будьте здоровы и счастливы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь